Парк «Победа»

Краткая историческая справка

Краткая историческая справка

Парка культуры и отдыха «Победа»

Парк «Победа» находится на самом берегу реки Нары города Наро-Фоминск. В центральной его части в 1986 году установили памятник лётчикам-наро-фоминцам «Самолет МИГ-17», погибшим во время ВОв.

Историю этого памятника, которому в 2021 году исполнится 35 лет, рассказал нарофоминец Пётр Степанович Кошелев, бывший военный лётчик, её непосредственный участник.

«История начиналась как приключенческая. Сначала Кошелева отправили в Даугавпилс, побратим Наро-Фоминска, где проходила выставка вооружения. Причиной поездки послужило обещание, данное во время осмотра выставки официальной делегацией Наро-Фоминского района. Кто-то из наших, глядя на многочисленные выставочные самолёты, сказал о намерении установить в Наро-Фоминске самолёт в виде памятника: «Вот бы нам один самолёт!..». Ему говорят: «Бери любой!». Слово – не воробей, воспринято было всерьёз. 

— Мы приехали, — вспоминает Пётр Степанович, — нашли этого человека, а он говорит, что пошутил: «Это же выставка, как я дам самолёт?!». Вернулись оттуда, не солоно хлебавши, и стали здесь искать. Я позвонил нескольким своим знакомым, они посоветовали действовать через ДОСААФ. Там на мой звонок сказали, что помогут и предложили на выбор несколько мест, где можно взять самолёт. Самым близким был авиаклуб в Воротынске Калужской области, я выбрал его. Было получено «добро» начальника управления АП и ВС ЦК ДОСААФ СССР С.Н.Маслова. 

Кошелев показывает мне письмо на фирменном бланке ЦК ДОСААФ от 21.05.86 в адрес начальника Калужской УАО, секретаря Наро-Фоминского ГК и командира в/ч 73875: «Один списанный самолёт Миг-17 Калужской УАО, приведённый в нелётное состояние, с демонтированным двигателем и аппаратурой разрешаю передать представителю Наро-Фоминского горкома КПСС для установки в парке Победы. Срок передачи взаимно согласуйте. Транспортировку техники осуществляет получатель».

На письме красуется резолюция: «Т. Дружбину И.И., т. Жарковскому В.Н. Прошу заняться этим вопросом и до 60-летия города самолёт установить в парке Победы. В.Крамков. 31.05».

Держа в руках этот исторический документ (на фото), я радовалась и думала, что Пётр Степанович не зря сохранил его. Обязательно будет он когда-нибудь лежать в витрине музея города Наро-Фоминска! 

Как мы знаем из газеты, открытие памятника состоялось 26 июля. Значит, времени для исполнения задуманного оставалось в обрез. Но руководство города доверило это дело Кошелеву и не ошиблось.

Прежде всего он с заветным письмом съездил в Воротынск. На электричке, разумеется. Внимательно осмотрел предложенный самолёт, остался доволен и договорился, что приедет в воскресенье. 

С транспортом помог Александр Иванович Суриков, выделил тягач (как в то время называлась его организация, Кошелев запамятовал, позже, в начале 2000-х, она стала именоваться «Промстройгаз»). 

— Вы не подумайте, что я сам всё организовал, — словно извиняется Пётр Степанович. – Все были задействованы: и секретари горкома, и военком Корешков, и его заместитель Капустин. Совещание по этому поводу проводили, утвердили размеры постамента.

Выясняется, что втянулся Кошелев в эту «авантюру» через военкомат. Капустин ему позвонил и попросил помочь. Пётр Степанович и прежде выполнял разные поручения военкома, и на этот раз согласился. Одного не учёл, что потратит на это весь отпуск.

Легко сказать — транспортировка техники. Скоро только сказка сказывается! Доставка самолёта не обошлась без приключений. Их с водителем ждали: «Вот ваш Миг-17. Но грузить у нас некому и техники нет». Просто картина Репина получается! Представьте: воскресенье, самолёт, и два человека должны как-то водрузить его на платформу тягача. Другой бы растерялся, психанул и поехал назад, а Кошелев — вышел на дорогу, поймал кран, договорился с водителем. 

«Погрузили его кое-как, еле поместился, — вспоминает лётчик, которому приходилось не раз поднимать такую машину в небо. — Корпус прикрепили в середине, крылья – по бокам. Прихватили ещё несколько колёс, их много валялось, нам сказали, хоть все забирать. Доехали до Наро-Фоминска благополучно».

Почти сразу он приступил к работе, стал готовить самолёт к установке на постамент. Место для работы было выделено на площадке ЖКХ в районе Красной Пресни. В помощь дали двоих парней. Торопились к дате, но сделали всё так, что самолёт простоял 30 лет без ремонта, и ни ветром его не сдуло, ни ураганом не повредило. 

«Мотор и электроника были уже вынуты в Воротынске, — поясняет Пётр Степанович, — но нам тоже хватило работы, внутри ещё много всякой всячины оставалось. Вынули всё, чтоб самолёт стал легче, и чтоб не было ни у кого соблазна в нём ковыряться. Потом собрали его уже без «начинки», все швы проверили».

Постамент для памятника сооружали апрелевцы. Время показало, что прочность и другие параметры просчитаны правильно. Хоть сделали не совсем так, как первоначально планировалось, наклон оказался круче, самолёт уходит почти вертикально вверх. Сначала Кошелева это огорчало, но теперь он думает, может, оно и лучше: иначе, лазили бы туда, а так – нет смысла, не посидишь на нём. 

Самолёт доставили на место, подняли на постамент с помощью крана и закрепили его. Когда всё смонтировали, Пётр Степанович заметил, что забыли закрыть «фонарь». Так на профессиональном языке называется прозрачный купол кабины. Пришлось вызвать машину с подъёмником, которую используют для замены лампочек в уличных фонарях. «Меня подняли, — улыбается лётчик, — я пытаюсь закрыть, а «фонарь» тяжёлый такой, самолёт вздыблен! Еле закрыл». 

Кошелев остался не только без отпуска, но и без оплаты. Надеялся, что ему заплатят, как всегда, когда военкомат привлекал на какую-то работу. «Я тогда работал в пионерлагере «Зорька» от завода имени П.О.Сухого, рассчитывал на 180 рублей, месячную свою зарплату. Справку привёз, а мне в бухгалтерии говорят, что не положено, в отпуске был… И колёса мои растащили, которые привёз из Воротынска! Думал, тачку сделаю, а когда хватился – нет ни одного», — весело завершает Пётр Степанович свой рассказ.

Собственную биографию он уместил в несколько предложений. С детства мечтал о небе. Поступил в лётное училище, но «случился» переход на 2-годичное обучение. Несколько раз курсантов направляли из одного училища в другое, прессинговали, чтобы те написали заявления и отчислились. Самые стойкие в итоге прибыли в Армавир, где и закончили учёбу. Служил в разных местах по всему Советскому Союзу – и в Средней Азии, и на Украине, и даже в Польше 5 лет прослужил. Летал на многих машинах, в том числе на Миг-17, освоил 10 видов самолётов. Приходилось летать и с ядерным оружием на борту.

В Наро-Фоминск приехал в 1979 году после демобилизации.

http://in-narofominsk.ru/upload/images/%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82%20%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0.jpg

Парк культуры и отдыха «Победа» — живописное и уютное место, является любимым местом прогулок для многих туристов и жителей Наро-Фоминска. В 2017 году установили парковые скамейки и урны, пешеходные тропинки.