Добро есть, братие, почитание книжное…
Красота воину оружие,
кораблю – ветрила, так и
праведнику почитание книжное».
«Слово о почитании книжном»,
Изборник 1076 года
Всегда, во все времена, во всех странах мира люди славили Книгу, это «великое чудо из всех чудес». И похвала ей проходит через века, тысячелетия, в том числе и нашей страны.
Книга – это и лекарство для души, и кладовая наук, и неиссякаемый источник мудрости. Она озаряет человеческую душу светом истины, наставляет его на путь добродетели, неизвестный древнерусский автор сравнивал книгу то с реками, «напояющими Вселенную», то с солнечным светом.
Из летописи известно, что в 988 году великий киевский князь Владимир Святославович собирал детей знатных лиц и отдавал их «на учение книжное». Позже летопись рассказывает о Ярославе Мудром, который приказал в Новгороде до 300 детей «учите книгами». Книги и другие памятники письменности в X – XI веках главным образом собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Все это и привело к возникновению первых библиотек.
Знаменитая София Киевская – главный храм Киевской Руси, заложенный князем Ярославом Мудрым в 1037 году, переживший столетия и дошедший до нашего времени.
Храм Софии – символ могущества и силы первого древнерусского государства.
Здесь проходили торжественные церемонии, приемы иностранных послов, велось летописание, здесь возникла и хранилась крупная библиотека.
В летописной статье 1037 года говорится далее, что Ярослав собрал много писцов, которые переводили с греческого на славянский язык.
Оказывается, не только переводили, но и копировали, просто переписывали болгарские книги, а переводили не только с греческого, но и с других языков. Более того, из разных зарубежных книг брали отдельные отрывки и составляли «изборники». И уже в это время возникают не только переводные, но и свои собственные, оригинальные произведения.
Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.
Красота воину оружие,
кораблю – ветрила, так и
праведнику почитание книжное».
«Слово о почитании книжном»,
Изборник 1076 года
Всегда, во все времена, во всех странах мира люди славили Книгу, это «великое чудо из всех чудес». И похвала ей проходит через века, тысячелетия, в том числе и нашей страны.
Книга – это и лекарство для души, и кладовая наук, и неиссякаемый источник мудрости. Она озаряет человеческую душу светом истины, наставляет его на путь добродетели, неизвестный древнерусский автор сравнивал книгу то с реками, «напояющими Вселенную», то с солнечным светом.
Из летописи известно, что в 988 году великий киевский князь Владимир Святославович собирал детей знатных лиц и отдавал их «на учение книжное». Позже летопись рассказывает о Ярославе Мудром, который приказал в Новгороде до 300 детей «учите книгами». Книги и другие памятники письменности в X – XI веках главным образом собирались в монастырях, церковных соборах великих князей и высшего духовенства. Все это и привело к возникновению первых библиотек.
Знаменитая София Киевская – главный храм Киевской Руси, заложенный князем Ярославом Мудрым в 1037 году, переживший столетия и дошедший до нашего времени.
Храм Софии – символ могущества и силы первого древнерусского государства.
Здесь проходили торжественные церемонии, приемы иностранных послов, велось летописание, здесь возникла и хранилась крупная библиотека.
В летописной статье 1037 года говорится далее, что Ярослав собрал много писцов, которые переводили с греческого на славянский язык.
Оказывается, не только переводили, но и копировали, просто переписывали болгарские книги, а переводили не только с греческого, но и с других языков. Более того, из разных зарубежных книг брали отдельные отрывки и составляли «изборники». И уже в это время возникают не только переводные, но и свои собственные, оригинальные произведения.
Созданная таким образом первая библиотека на Руси в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.
Значение древнерусских библиотек, которые были и просветительскими учреждениями, и книжными мастерскими, и «книгохранилищами» огромно: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятниками старины. То же относится и к монастырским библиотекам. Оценивая историко-культурное их значение, необходимо подчеркнуть, что насаждая церковную идеологию, они в то же время были основными хранилищами памятников древнерусской письменности, дошедшей до наших дней благодаря им.
One Comment
Василий
Интересная информация.Благодарю